Башенные краны: виды, классификация
В различных сферах деятельности постоянно или периодически возникает необходимость в подъеме и перемещении грузов или объектов с большой массой и соответствующими габаритами. Для решения этой задачи используется башенный кран. Он представляет собой подъемный механизм, состоящий из опорной части, башни, поворотного устройства, стрелы с подъемной лебедкой, кабины управления, а также ходовой части в передвижных моделях. Также в комплектацию входят различные устройства безопасности.
Наиболее распространенным типом данного механизма является строительный кран. Принцип действия агрегата основывается на подъеме объекта допустимой массы посредством грузовой лебедки с использованием противовеса.
Классификация по видам элементов конструкции
Существует общепринятая классификация башенных кранов по особенностям её элементов. Ключевыми критериями являются:
- Конструкция башни. По этому признаку различают агрегаты с поворотной и неповоротной башнями. К первому виду относятся свободностоящие конструкции, их поворотное устройство находится в нижней части вращающейся вертикальной стойки – на ходовой раме или портале. Расположение противовеса может быть нижним или верхним.
Во втором случае опорно-поворотное устройство располагается в верхней части башни, краны могут быть свободностоящими, монтироваться на фундамент или прикрепляться к зданию.
- Тип опоры. Опорная рама бывает двух видов: плоская и портал.
Плоская рама представляет собой систему балок, в этом случае площадь, ограниченная путями крана, никак не используется. Междурельсовое пространство нельзя применять для складирования или любых иных целей.
Портал при колее более 4 м оставляет открытым пространство под краном, которое можно использовать. Но такая опорная часть утяжеляет всю конструкцию и усложняет монтаж и перевозку, поскольку при этом портал надо разбирать на части.
- Тип башни. По этому признаку различаются краны с башнями постоянной длины, телескопическими (раздвижными), подращиваемые снизу и с изменяемым углом поворота.
Колонна первого типа имеет фиксированную высоту, которая устанавливается при монтаже. Второй и третий тип позволяют регулировать высоту башни. Поворотная конструкция обеспечивает при необходимости вращение крана вокруг своей оси.
- Рабочие стрелы. Они бывают трех типов: подъемные и комбинированные, балочные, шарнирно-сочлененные.
Наиболее востребованные стрелы – подъемные. Они отличаются хорошей маневренностью даже на небольшой площадке, краны с такими стрелами обладают меньшим весом по сравнению с другими видами. Их монтируют наклонно к горизонту.
Балочные конструкции собирают из двух поясов, по нижним поясам по всей длшмине стрелы перемещается тележка.
Шарнирно-сочлененные устройства состоят из основной части и головной (гуська). Механизмы с такими стрелами оснащены двумя крановыми подвесками. Они применяются для увеличения высоты подъема и вылета крюка.
- По особенностям ходового механизма (по способу установки). Передвижные модели разделяются на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные, шагающие и гусеничные. Из них наиболее распространены рельсовые. Их монтируют на ходовые тележки, состоящие из стальных колес, количество которых колеблется от 4 до 32 в зависимости от нагрузки.
Автомобильные краны базируются на шасси авто, пневмоколесные – на шасси, гусеничные – на гусеничных тележках. Шагающие опоры приводятся в движение с помощью электрических двигателей.
Классификация кранов по способу перемещения
По данному критерию различают следующие виды башенных кранов:
- Стационарные. Не имеют ходового механизма. Устанавливаются в заранее определенном месте без возможности перемещения. Используются преимущественно на строительных объектах. Бывают приставными или универсальными. Приставные модели находят применение для поднятия грузов на высотных сооружениях.
- Самоподъемные. Устанавливаются на каркас здания.
- Передвижные. Могут быть самоходными или прицепными. Отличаются хорошей маневренностью, что делает их востребованными в различных сферах деятельности.
На что обратить внимание при выборе
Покупку или аренду башенного крана производят с учетом его основных параметров и технических характеристик объекта. Одним из ключевых значений является грузоподъемность агрегата определяющая его основное предназначение. По этому критерию выделяются механизмы:
- малой мощности грузоподъемностью до 5 т для обслуживания малоэтажного гражданского и частного строительства;
- средней мощности грузоподъемностью от 5 до 25 г для работы на объектах многоэтажного гражданского и промышленного строительства;
- большой мощности грузоподъемностью 25-75 т, в отдельных случаях до 100 т, предназначенные для монтажа сборных элементов гидростроительстве сооружений и объектов промышленного строительства.
Особенно востребованными являются краны средней мощности в качестве бетоноукладчиков для подачи бетонной смеси бадьями в блоки бетонирования в процессе создании монолитных бетонных сооружений.